Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиВторичнаяЗагороднаяКоммерческаяАренда

Клуб на месте завода: новая жизнь старых промышленных зон

Владимир Давыденко26 ноября 2020 7 484
2021-04-27T15:12:28.730000+00:00
Клуб на месте завода: новая жизнь старых промышленных зон
Институт «Стрелка» о возможном применении в российских реалиях немецкого опыта реновации производственных территорий

Серая невыразительная промзона прямо посреди города — привычная картина для многих населенных пунктов нашей страны. Причем зона эта зачастую еще и «мертвая»: сотни отечественных заводов и фабрик ушли в небытие вместе с породившим их СССР. Но и работающие предприятия — не самые лучшие «соседи» для жилых кварталов. Между тем, даже в наше постиндустриальное время промышленность может стать стимулом для развития городского пространства и органично вписаться в окружающую среду. Об этом в рамках прошедшей в Новосибирске Недели Института «Стрелка» рассказал немецкий архитектор Кай Михаэль Дитрих. 

Современная Золушка: о роли промышленности в наши дни 

Прежде чем начать разговор о влиянии производственных предприятий на городскую среду, стоит напомнить очевидный факт: современный образ жизни человечества невозможен без промышленности. В преддверии Нового года многие из нас уже задумались о подарках себе и близким, и в основном это будет нечто материальное — гаджеты, бытовая техника, еда, книги, игрушки, косметика. Часто ли мы задумываемся, где все это производится? На тех самых заводах и фабриках, проходя мимо которых некоторые из нас испытывают раздражение.     

Мы не любим промышленность, несмотря на то, что не можем без нее обойтись. Одна из причин тому — совершенно непритязательный внешний вид большинства производств. В этом они сильно проигрывают местам потребления — большим и красивым торговым центрам, маленьким уютным магазинчикам, где так приятно проводить время. В отличие от них, огромные бетонные коробки заводов и фабрик плохо вписываются в городскую «ткань» и многим кажутся чуждыми среде обитания человека. 

Однако все меняется, если посмотреть на цифры. Согласно данным Росстата, в 2019-м году домохозяйства нашей страны потратили около 35-40% своего бюджета на покупку непродовольственных товаров. Несмотря на то, что современное общество выдвигает к промышленности целый ряд претензий — экологических, экономических и, в том числе, эстетических, — в обозримом будущем она никуда не исчезнет из наших городов. А значит, людям придется научиться сосуществовать с ней в одном пространстве. Вопрос в том, как сделать это соседство максимально гармоничным. 

Немецкий опыт работы с бывшими промзонами 

В 2016-м году Берлин занял вторую строчку в рейтинге лучших для жизни мегаполисов мира. Залогом этого успеха, среди прочих факторов, стало и то, что в столице Германии сегодня почти нет промышленного производства. Но так было далеко не всегда: в конце XX века заводов и фабрик здесь было ничуть не меньше, чем, например, в Москве. Однако после падения Берлинской стены их сочли нерентабельными и постепенно закрыли. 

Тогда немецкие города столкнулись с той же самой проблемой, что и в бывшем СССР: что делать с огромными производственными площадями без какой-либо сопутствующей непромышленной инфраструктуры? Было выбрано два основных пути. Первый — застройка освободившихся территорий жилой и офисной недвижимостью. Сегодня этот подход активно реализуется и в России, где на месте бывших заводов вырастают все новые жилые комплексы. 

Берлина это тоже коснулось, но наиболее крупным и показательным проектом реорганизации промышленной зоны считается квартал Хафенсити в Гамбурге. Бывший портовый район (220 га) целиком отдали под «освоение» ведущим архитекторам мира. В итоге там появилось множество привлекательных домов, красивые набережные и даже новая Эльбская филармония, ставшая точкой притяжения для всего города.  

Второй путь оказался намного более оригинальным и, в итоге, сильно оживил городскую среду, в частности, Берлина. На некоторых промышленных площадках разместили арт-студии, ночные клубы и модные общественные пространства.

К примеру, на территории бывшей гавани появился медиа-кластер, где сегодня работает студия звукозаписи, располагаются немецкое MTV и берлинский филиал студии Universal. А здание бывшей маргариновой фабрики в районе Митте «приютило» одну из самых известных немецких художественных галерей.  

Похожий опыт в России также имеется. К примеру, институт «Стрелка», расположенный в самом центре Москвы, занимает одно из помещений закрывшейся кондитерской фабрики «Красный октябрь». На ее площадях также разместились комплекс апартаментов и бизнес-центр.

А это пример из Новосибирска — популярный у молодежи лофт-парк «Подземка» занимает огромное пространство под землей, которое когда-то принадлежало новосибирскому метрополитену. Подобные проекты не только дают вторую жизнь заброшенным территориям, но и работают на имидж города, превращаясь в места притяжения активных и творческих людей, а в отдельных случаях даже становясь местными достопримечательностями.  

Стимул для развития: соседство с действующей промышленностью 

Отдельного разговора заслуживают те промышленные зоны, которые в наши дни успешно используются по прямому назначению. Сделать их гармоничной частью города — задача более сложная, ведь эта среда «живая», со своими целями и видением будущего. Но при этом действующая промзона все также недружелюбна по отношению к обитающим рядом горожанам. Зачастую в таких районах почти нет инфраструктуры для комфортной жизни, да и просто здесь «не за что зацепиться глазу».  

Между тем, при правильном подходе промышленность становится не препятствием, а стимулом для развития городской среды. В качестве примера Кай Михаэль Дитрих привел небольшой немецкий город Дудерштадт. Еще в начале XX века в нем работал кирпичный завод, который сильно расширился после Второй мировой войны, когда Германии требовалось заново отстраивать разрушенную инфраструктуру.

На заре прошлого века здесь появилось и еще одно успешное предприятие — завод по производству протезов, поставляющий сегодня продукцию во многие страны мира. Его сотрудниками являются более 7 тысяч жителей Дудерштадта.     

Оба завода активно инвестировали деньги в развитие города, где живут его сотрудники. В итоге Дудерштадт обзавелся красивыми зданиями, отелями, частными галереями и прочей необходимой для комфортной жизни инфраструктурой. Как пример сознательного отношения российского бизнеса к местам своей работы Дитрих привел деятельность компании «СИБУР», которая активно поддерживает социальные, экологические, научные и культурные инициативы в городах своего присутствия.

avatar

Кай Михаэль Дитрих,Городской дизайнер и проектировщик

Если мы посмотрим на города, то поймем, что это, в первую очередь, рынки работы. Если люди работают, то в город, в общественные пространства, в транспорт делаются инвестиции. Это означает долгосрочное развитие. За последние 10 лет производство в Германии стало более «зеленым», безопасным, в нем появились новые рабочие места. Сейчас происходит этакая ревитализация промышленности. И владельцы компаний понимают, что они нужны людям в городах. Именно производственные площадки, по-прежнему, остаются теми объектами, которые задают им темп развития.  

Что же касается придания промышленным зонам «человеческого лица», то добиться этого можно проникновением на околопроизводственные территории объектов социального, жилого, культурного назначения. В России никого не удивить соседством заводов и спальных жилых массивов. Одна из главных проблем таких мест — как раз отсутствие комфортной для человека среды: здесь негде развлечься, погулять или даже купить что-нибудь, кроме продуктов.         

По словам Кая Дитриха, эти территории испытывают острую нехватку общественных пространств:  

«Здесь можно вырастить деревья, сделать дорожки, лужайку, организовать места, где люди могут встречаться, общаться друг с другом, где будет происходить что-то интересное, куда будет приятно прийти в нерабочее время».

В качестве примера архитектор привел берлинский опыт совместного использования промышленной территории. В городе, по-прежнему, есть небольшие производства, но свои площадки они делят с развлекательными заведениями. Рабочие цеха, ночные клубы и креативные пространства располагаются в одном месте.   

Другой пример интеграции промышленности в городскую «ткань» дает гамбургский район Биллбрук. Там при участии Кая Михаэля Дитриха была построена комфортная зона отдыха для водителей грузовиков, приезжающих на местные заводы.

Изюминка этой зоны — кирпичные конструкции, рядом с которыми можно припарковаться, отдохнуть и поесть. Кроме того, с них открывается отличный вид на дорогу. По словам архитектора, водители быстро полюбили это место, ведь здесь можно не просто переброситься парой фраз с коллегами, но и полноценно отдохнуть.    

Им здесь жить: реновация промзон и общественное мнение 

По убеждению Кая Дитриха, по-настоящему эффективными проекты реновации территорий могут быть только при учете мнения живущих там людей. Истина в данном случае рождается в диалоге архитекторов, предпринимателей и общественности. Ведь, если не учесть пожелания местных жителей, проект может оказаться «мертворожденным»: он не привлечет к себе внимание людей, которым на самом деле нужно что-то другое. 

Пример работы с общественным мнением — проект развития Берлина до 2070-го года, появившийся после проведения специального конкурса. После встреч с людьми архитекторы, по словам Дитриха, выдвинули ряд интересных идей. 

«Например, мы говорили о том, чтобы озеленить крыши домов и о том, что их можно использовать для производства электроэнергии. Посмотрите, какие огромные возможности это предоставляет. 50% спроса на электричество в городе можно закрывать с помощью крыш». 

Так же, «снизу», в проект вошла идея разгрузить берлинские дороги с помощью водного такси, на котором горожане могли бы перемещаться по речным каналам. В данный момент власти города всерьез рассматривают реализацию этого начинания.  

«Постоянное участие общественности в формировании городской среды авторы сделали одним из столпов конкурсного проекта, — говорит Дитрих. — Им хотелось видеть Берлин городом, всегда находящимся в развитии. Когда меня спрашивают, на каком этапе осуществляется планирование городской среды, я отвечаю, что оно не заканчивается никогда. Особенно если мы говорим об устойчивом развитии».  

В завершение материала отметим, что даже в довольно прогрессивной Германии реализуются далеко не все идеи, предлагаемые современными архитекторами. Однако сам факт поиска новых путей освоения старого промышленного наследия говорит о том, что немецкое общество осознает это как проблему и стремится ее решить. 

Пока что в России гораздо меньше примеров успешной интеграции производственных площадок в культурное или социальное поле города. Активнее всего промзону у нас сегодня осваивают застройщики, новые ЖК которых зачастую наследуют те же самые инфраструктурные проблемы.

Но сам факт появления жизни на этих территориях говорит о начавшихся там переменах. А если учесть наше традиционное отставание от западных трендов, то все самое интересное у российских промышленных зон еще впереди.  

avatar

Кай Михаэль Дитрих,Учился в Кассельском университете и в университете Хафенсити в Гамбурге, а в годы работы в роттердамском бюро Kees Christiaanse Architects and Planners участвовал в создании стратегического генерального плана Перми

Неделя Института «Стрелка» прошла в Новосибирске с  9 по 14 ноября и была организована в рамках Года Германии в России 2020/21 при поддержке компании «Брусника».   

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

#аренда#загородная недвижимость#коммерческая недвижимость#мнение#новостройка
арендазагородная недвижимостькоммерческая недвижимостьмнениеновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru